воскресенье, 08 ноября 2009
"Игорь Михайлович Дьяконов (1915-1999) - один из крупнейших ученых-востоковедов нашего времени, историк Древнего мира, лингвист, поэт-переводчик (русские переводы "Эпоса о Гильгамеше", "Книги Экклесиаст" и других памятников восточной литературы). Родился в Петрограде, в 1922-1929 гг. вместе с семьей жил в Норвегии. В 1938 году окончил Ленинградский университет, до и после войны работал в Отделе Востока Государственного Эрмитажа. Во время Великой Отечественной войны служил на Карельском фронте, в 1944-45 г. – переводчик Советской комендатуры в г.Киркенесе в Норвегии. Автор десятков монографий и сотен статей, основатель петербургской ассириологической школы, почетный член многих европейских и американских научных обществ и академий."
читать дальше
Киркенесская этика Опубликовано в журнале "Знание - сила" 9/89
Утверждение, будто существует много различных этик, которые меняются в
зависимости от общественного производства, периода, расы, национальности,
религии или класса, неверно. Существуют два единых основных этических
принципа для всех систем общественного производства, периодов, рас,
национальностей, религий и классов; разница заключается только в
количественном истолковании этических понятий. Первый этический принцип, или
максима, заключается в том, что благо моего ближнего важнее моего личного
блага.Это прагматически верно, потому что в нашей жизни мы привыкли
отождествлять хорошего человека как человека альтруистичного, а злого
человека - как эгоистичного. Это биологически правильно, потому что "я"
означает особь, а "мой ближний" не является раз навсегда определенной
индивидуальностью; следовательно, он представляет вид, а с биологической
точки зрения смысл жизни заключается в сохранении вида, а не особи. Это
социально-экономически верно, потому что индивид не может существовать, не
составляя части коллектива, но коллектив может существовать без индивида.
Если индивид присваивает себе первенство, он, в конечном счете, разрушает
общество, а тем самым предпосылки человеческого существования. Это верно в
религиозном отношении, потому что во всякой религии Бог или божественные
силы имеют первенство перед личностью; "я" может быть мыслимо как включаемое
в божество, но только поскольку это "я" есть часть человечества, а поэтому
не как нечто предпочитаемое "моему ближнему". И т. д. и т. п.
Поэтому принцип первенства блага моего ближнего над моим благом -
первый принцип этики - обязательно должен являться общим для любой
жизнеспособной этической системы....
Полный текст - lib.ru/CULTURE/DYAKONOW/kirkeness.txt
@музыка:
Autechre - Dropp
@темы:
этика