www.nios.ru/projects/sait/202/Sapporo/pages/tee...----
Высокая грамотность, массовый характер среднего образования, первые места в международных олимпиадах являются свидетельством жизненности и стабильности системы, её непрерывности и преемственности. Образование всегда выступало ключевой ценностью японского общества.......
Ещё в конце 70-х годов, на фоне относительной экономической стабильности страны, ученые и практики заговорили о появлении внутреннего кризиса системы образования, о больших проблемах японской школы. При оценке образования зачастую использовался термин "запущенность образования". Прогрессивно мыслящие педагоги критиковали её зарамочность обучения, закрытость от внешнего мира.
читать дальше
Быстрые темпы социально-экономического развития в период середины 80-х и начала 90-х годов не уберегли Японию от последующего экономического спада, известного как потерянные 10 лет, роста безработицы, сокращения рождаемости и снижения численности детей, что породило серьезные социально-педагогические проблемы, которые легли на современную школу. И сегодня она выступает для определенной части детей не столько храмом науки, сколько местом повышенной социальной и психологической опасности. Жестокость школьников по отношению к более слабым сверстникам, причинение им душевного или физического ущерба становится зачастую правилом детской жизни. Это явление зафиксировано и в соответствующем понятии идзимэ — издевательство в школе. Бывает, что жертвы идзимэ оказываются на больничных кроватях. Согласно данным Национального полицейского управления количество случаев насилия среди подростков и молодежи продолжает оставаться значительным.
Еще одним показателем кризиса в образовательном пространстве Японии следует назвать такое явление как тооко-кёхи — отказ детей посещать школу, прогулы. Так, например, за период с 1972 по 1982 годы, число учащихся неполной средней школы, прогулявших более 50 учебных дней, увеличилось в 3 раза с 7,666 до 20,165. Одной из причин этого явления учителя и родители называют страх детей перед издевательствами ровесников и старших школьников.
Очень важным фактором гуманизации среды и образования выступают праздники, имеющие существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание (М.М.Бахтин). Выступая значимым компонентом в динамике трудовой деятельности и досуга народа они приносят их участникам глубокое эмоциональное удовлетворение, выполняя тем самым определенную психотерапевтическую роль, столь необходимую в прекрасном и яростном мире, в котором значительная часть жизни населения отдается работе.
Система образования этой страны имеет восемь ступеней: детский сад — ётиэн (от 3-х до 6-ти лет); начальная сёгакко (от 6-ти до 12 лет); неполная средняя тюгакко (12–15 лет); полная средняя коко (15–18 лет); профессионально-техническое училище сэнмон-гакко, какусю-гакко; колледж танки-дайгаку; университет дайгаку; аспирантура дайгакуин.
Обязательность образования распространяется на детей с 6 до 15 лет. Продолжают же образование в старшей средней школе 97,3% подростков от 15 до 17 лет и 45,1% молодежи получают дальнейшее образование в университетах и других учебных заведениях.....
Во взаимоотношениях матери с детьми трудно заметить громкого требовательного или осуждающего упрека к ним в общественных местах, на улице или дома, не услышишь угроз, нотаций; нет привычки использования в воспитательных целях шлепков, подзатыльников, безобидного крика из окна квартиры по поводу возвращения заигравшегося на улице ребенка. В отличие от традиции семейного воспитания в России, детей не лишают права прогулки за какую либо провинность, а самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома, даже на короткий срок.
Первое апреля — начало учебного года и своеобразная инициация на право быть японцем, теряя при этом свои индивидуальные черты. Индивидуальность в школе, какой бы она не была яркой, не привлекает, а скорее отторгается детским коллективом. В школе должны быть все похожи, а потому нестандартный цвет ранца, форменного костюма или прекрасное произношение на английском языке дополнительный риск для его хозяина.
Примечательно, что подобное можно было наблюдать не только в школьной жизни. В известном интервью газете «Советская культура» в 1991 году знаменитый режиссер Акира Куросава обращал внимание на тот факт, что японцы в массе своей раздражительны по отношению к славе и известности другого и всегда находятся люди, которые видят дефект даже в самом совершенстве. Сказанное ещё раз подтверждает наличие установки общества на всеобщую унификацию и стандартизацию. Стандартизации подлежит не только одежда, школьные принадлежности, но и мысли
.....
Неизменным остается профессионализм учителя, особенно начальной школы. Его подготовка длится в течение шести лет и не имеет аналогов в мире. Получить право быть сэнсэем не просто. Для работы в школе необходимо высшее образование и достаточно сложная экзаменационная проверка в несколько этапов. В процессе этих испытаний прежде всего подтверждается способность соискателя на должность учителя быть в глазах детей примером в различных областях знаний, в том числе в музыке, живописи, спорте. Помимо профессиональных знаний, умений и навыков, учитель должен быть безупречно нравственным, образованным, иметь спортивный разряд, владеть пером и кистью, играть на музыкальном инструменте. Известно, что дети начальной школы овладевают навыками игры на пианоле и флейте. Роль учителя не сводится только к решению проблемы содержания и методов обучения, ибо японская школа не гарантирует своим ученикам уровня знаний, необходимого для поступления в университет. Главным является умение жить с детьми , формировать у них способность к взаимопомощи, приучать их к самоанализу, достигать согласия и гармонии в классе. Сотрудничество на уроках является условием успешности обучения. Обращает внимание практика реагирования детей на удачные ответы их товарищей во время решения сложных задач урока. Эта реакция выражается в эмоциональном отношении и аплодисментах. Согласие и гармонию в группе обеспечивает учитель.
Отличительной особенностью является и тот факт, что для японского учителя все дети равны, нет среди них сильных и слабых, а есть ленивые и прилежные, а потому даже для тех детей, кто объективно отстает от программы нет специальных занятий, как, впрочем, и для особо одаренных. Идея необходимости классов или школ для одаренных детей дискутируется в педагогических кругах. Оригинальна и непривычна система оценки знаний школьников. Не принято публично сообщать об успехах и неудачах детей. Информация о продвижении ребенка есть в личном журнале сэнсэя, а похвала или замечание сообщаются каждому ребенку индивидуально. Зачастую учитель хвалит в классе отдельных детей за прилежание. Свое отношение к работе каждого он отмечает и в ученических рабочих тетрадях, рисуя на полях определенные знаки.
Эффективность обучения усиливается оригинальной организацией работы каждого учителя. Среди множества учебных дисциплин есть в японской школе и такой предмет как моральное воспитание (дотоку кёику) и специальная деятельность (токубэцу кацудо), которые являются ядром воспитательного воздействия. Содержание этих дисциплин реализует идею формирования у детей навыков жить в гармонии с окружающим миром. Не последнее место занимает работа над такими типичными этикетными словами как «извините», «простите», «очень приятно» . Детей учат использовать названные слова в повседневном общении не тогда, когда обидишь кого-то, а в тех случаях, когда не делаешь ничего плохого по отношению к другому. «Извините» выступает условием комфортности общения как детей, так и взрослых. Технология проведения уроков морального воспитания разнообразна: неформальное общение за двадцать минут до начала уроков, обсуждение проблем за обедом, рефлексия прожитого дня после уроков. Порой учителю достаточно прочитать старинную притчу, чтобы актуализировать перед детьми возникшую проблему. Темой для обсуждения может стать типичный случай из обыденной жизни, проблема преодоления трудности обучения, вопросы здоровья или защита общественной морали.
Для детей начальной школы определено 28 тем, которым отводится 1 час в неделю. Содержание специальной деятельности связано прежде всего с формированием трудовых навыков: забота о животных, выращивание цветов на школьных клумбах, уборка классной комнаты, сбор мусора на улице и другие виды общественно-полезного труда. Характерно, что формирование экологического сознания ребенка начинается с привычных мелочей: как сортировать мусор, почему нельзя складывать металлические отходы с бумажными и т.д. Этой проблеме посвящены не одна страница учебников.
А вот это удивительно!
С другой стороны, Япония заняла самое последнее место, когда речь зашла о персональных компьютерах: лишь 21% старшеклассников в Японии имеют свои ПК. Первое место по этому показателю заняли США (60,7%). (2008 ???
news.leit.ru/archives/1619)