«Попытки систематизировать искусство предпринимаются давно. Искусствоведение пытается понять и прокомментировать процесс развития творчества человека, занимаясь то обобщениями, то наоборот, старается рассмотреть в лупу явление или произведение, докопаться до истины, найти первоэлементы творения, его атомарную сущность. Исследователь или зритель всегда находятся в диалоге с произведением и становятся, по сути, его составной частью, так как в результате взаимодействия их и появляется то, что можно назвать искусством или наоборот, назвать таковым нельзя. " (
www.winzavod.ru/sobitie/36)
-------------
Человек в завершенной форме появляется в тот момент, когда он осознает противопоставление духовного и телесного начал.
Высшая нервная деятельность, появившись как утилитарное средство повышения выживаемости организма, в один прекрасный момент переключает фокус на себя и живое существо приобретает новую духовную сущность.
читать дальше
Человек пытается материализовать это отделенное духовное начало, чтобы увидеть его как нечто внешнее по отношению к самому себе. Формой такой материализации является искусство.
В то же время человек по прежнему физически остается биологическим существом и способен воспринимать окружающий мир только теми средствами, которые предоставляет ему его тело - в первую очередь это зрение и слух.
Более того, реакция на воздействие искусства использует те же механизмы, что и в процессе биологического существования человека. Результатом являются эмоции - страх, удовольствие, отвращение, смех и пр. Практически искусство в этом случае выступает как внешний раздражитель наряду с прочими факторами и зачастую выступает просто как заменитель естественных раздражителей.
Природа тоже может доставлять человеку эстетическое удовольствие, но делает это как нечто целостное. В искусстве человек может раскладывать эту целостность на составляющие и из них синтезировать что-то новое, воплощая его в новые физические формы.
Появившись как синтетическое, искусство, пройдя свой путь развития и эволюции, в конце концов выработало ряд методов и средств, которые широко применяются в утилитарных целях. Наиболее наглядный пример - реклама.
В более широком смысле - это включение произведений искусства в систему товарного производства. В этот момент произошло - второе переключение фокуса - главной ценностью произведения искусства стала не эстетическая ценность, а товарная стоимость.
Фактически это вторая духовная революция. Как только произведения искусства превратились в товар - пошел обратный процесс слияния духовного и телесного начал. Искусство перестает быть искусством, как материализацией духовного, а становится вещью для удовлетворения потребностей человека.
Смысл предметов искусства как товара - удовлетворение потребностей человека, в то время как изначальный смысл искусства заключается в материализации духовного начала человека.
Удовлетворение потребностей человека - это утилитарная вещь и она не сводится только к удовлетворению духовных потребностей. У человека широкий спектр потребностей. начиная от самых базовых природных и заканчивая высокими духовными . В условиях современного общества товарного производства для удовлетворения потребностей может выпускаться такой же широкий спектр товаров. Значительная часть таких товаров имеет в себе элементы произведений искусства. Этот вид производственной деятельности называется поп-индустрия.
(продолжение следует)