Испа́нский грипп, или «испанка» (фр. La Grippe Espagnole, или исп. La Pesadilla) был, вероятней всего, самой массовой пандемией гриппа за всю историю человечества. В 1918—1919 годах (18 месяцев) во всем мире от испанки умерло приблизительно 50-100 млн человек..
...болезнь распространилась очень быстро по всей планете. В некоторых странах был введен военный режим. Единственным населённым местом, которое не подверглось пандемии, был остров Маражо в устье Амазонки в Бразилии. В Кейптауне машинист поезда заявил о смерти 6 пассажиров на участке всего в 5 км. В Барселоне ежедневно умирали 1200 человек. Вымирали целые деревни от Аляски до Южной Африки.
Были города, где не осталось ни одного здорового врача. Даже могильщиков не оставалось, для того, чтобы похоронить умерших. Выкапывали массовые могилы, используя при этом паровой экскаватор. Людей хоронили десятками без гроба и отпеваний.
За первые 25 недель грипп убил 25 млн человек.
21 февраля 2001 ряд ученых решили провести генетическое исследование вируса испанки. Они считали, что своеобразность клинической картины болезни, наличие разнообразных осложнений, появление случаев заболевания с картиной общей тяжелой интоксикации и, наконец, большая смертность среди больных легочными формами — все это заставляло врачей думать, что перед ними не обычная инфлюэнца, а совершенно новая её форма. Такая точка зрения держалась до расшифровки генома вируса «испанки» в конце XX столетия, но с таким трудом добытое знание поставило исследователей в тупик — оказалось, что убийца десятков миллионов человек не имел серьёзных отличий от известных сегодня менее опасных пандемических штаммов вируса гриппа ни по одному гену.
...
Обычно исследователи пандемии мало обращают внимание на ещё один важный синдром «испанки» — сердечно-сосудистый. Быстро нарастающее поражение
сердечно-сосудистой системы, резкое падение кровяного давления, помрачение сознания, геморрагии развивались у больных даже раньше, чем осложнения со стороны легких. Эти симптомы современники пандемии приписывали действию токсинов неизвестного бактериального возбудителя болезни. Но сегодня установлено, что генов токсинов с подобным механизмом действия геном вируса гриппа не содержит.